«7 уровней делегирования» или как сделать процесс передачи управления сотрудникам комфортным для себя и окружающих

delegationboard
Доска делегирования от Юргена Аппело

Научиться делегировать право принятия решений другим – это самая сложная задача для любого руководителя. Об эту задачу разбились мечты о большом бизнесе, пожалуй, ни одной сотни предпринимателей. Когда управлять всем бизнесом самому становится уже совсем проблематично мы, обычно, душим свою внутреннюю «жабу», берем на работу дорогого спеца с заработной платой, которую раньше никому не платили и делаем его начальником. Или просто говорим своим сотрудникам: «все, дальше решайте все сами…». И вздыхаем с облегчением. Теперь-то у меня будет время на действительно важные дела. Конечно же совсем скоро мы понимаем, что наш новый дорогой начальник делает что-то, не совсем то, что делали бы в этой ситуации вы, а сотрудники, которые привыкли, что им должны давать указания в итоге приходят и спрашивают, а что же им все-таки делать. И мысль о том, что «если не будешь рулить бизнесом сам, то дела не будет» еще прочнее и надежнее цементируется у вас в голове.

Весь фокус в том, что мы пытаемся сразу перепрыгнуть с одного полюса «все вопросы решаю сам» на другой, противоположный, «все вопросы решают другие» в один присест. Минуя промежуточные стадии. Хотим из первого класса перейти сразу в последний. И, естественно, валимся вниз.

Есть отличный инструмент, предложенный Юргеном Аппело (Jurgen Appelo), автором книги Management 3.0, который позволяет сделать этот переход простым, понятным и безболезненным. Как для себя, так и для сотрудников.

Юрген Аппело выделяет 7 уровней делегирования:

1. Tell (скажи или прикажи)
2. Sell (продай, объясни)
3. Consult (посоветуйся)
4. Agree (согласуй)
5. Advise (порекомендуй)
6. Inquire (разузнай, поинтересуйся)
7. Delegate (делегируй)

Опишу эти уровни подробнее:

Tell (прикажи) – ты принимаешь решение, которое должны выполнять другие. Ты делаешь это исходя из своей собственной мотивации и соображений. И это не обсуждается.

Sell (продай, объясни) – ты принимаешь решение, которое должны выполнять другие, сообщаешь всем свое решение и пытаешься объяснить им почему ты считаешь, что поступить нужно именно так, а не иначе. Ты позволяешь людям задать тебе все вопросы, которые у них возникли в связи с твоим решением и высказать тебе все свои опасения. Но решение тобой уже принято и оно окончательное. Так ты помогаешь членам команды почувствовать, что они для тебя что-то значат и вовлекаешь их в работу. Учишь их понимать, что тобой движет.

Consult (посоветуйся) – ты рассказываешь сотрудникам, какое решение собираешься принять и спрашиваешь у членов команды, что об этом решении думают они. Этим ты показываешь людям, что уважаешь их мнение и помогаешь им принять участие в выработке решения, стать причастными к нему. И ты действительно учитываешь мнение своей команды. Прислушиваешься к нему. Но решение принимаешь самостоятельно.

Agree (согласуй) – ты организовываешь обсуждение решения, которое нужно принять, предлагаешь сказать свое мнение каждому члену команды и резюмируешь решение группы. Ты задаешь рамки и организовываешь процесс обсуждения. Решение вырабатывает и принимает группа. Под твоим чутким руководством.

Advise (рекомендуй) – ты объясняешь сотрудникам как поступил бы ты в этом случае и почему и надеешься, что они услышат твои важные слова, но предлагаешь им принять решение самостоятельно. И это уже будет их решение, не твое.

Inquire (разузнай) – ты сразу же предлагаешь другим принять решение по нужному вопросу, не лезешь к ним со своими рекомендациями, но просишь сообщить тебе потом, какое решение они приняли.

Delegate (делегируй) – ты полностью отдаешь право принятия решения другим и даже знать не хочешь о том, что они там нарешали. У тебя есть масса других важных вопросов, чтобы занять ими свой мозг.

Как видите, уровни делегирования построены таким образом, чтобы вовлечение сотрудников в процесс принятия решения постепенно возрастало, а контроль с вашей стороны постепенно уменьшался. Постепенное снижение контроля позволит вам чувствовать себя комфортно и уверенно в том, что решения, которые принимают сотрудники без вашего участия действительно правильные. У вас будет возможность в этом неоднократно убедиться по мере прохождения вместе с сотрудниками пути от уровня №1 к уровню №7. А сотрудникам, с другой стороны будет легче понять чего именно вы от них ожидаете и они смогут по мере прохождения уровней постепенно научиться быть самостоятельными. И в этой самостоятельности принимать правильные и взвешенные решения.

В жизни переходом по уровням делегирования удобно управлять при помощи доски делегирования (Delegation Board), она на рисунке. В первом столбике доски делегирования вы перечисляете рабочие вопросы (функции или бизнес-процессы), которые вы хотели бы делегировать. Одна строка – один бизнес-процесс. И делаете еще семь столбцов, каждый из которых будет соответствовать уровням делегирования, описанным выше. В этих столбцах уровня делегирования вы будете отмечать для каждого из бизнес-процессов на каком именно из уровней 1-7 находится в настоящее время делегирование именно в этом вопросе и кому именно вы этот рабочий вопрос поручаете. Отмечать уровень делегирования можно просто помещая фотографию ответственного за этот бизнес-процесс сотрудника в соответствующую ячейку таблицы. Таким образом у вас получится визуальная матрица, отображающая текущий уровень делегирования вами полномочий сотрудникам для каждого из бизнес-процессов компании. В каких-то бизнес-процессах уровень делегирования будет равен 1, а в каких-то 7. Эту доску должны видеть все: и вы, и ваши сотрудники. По мере того, как вы и сотрудники будете обучаться и уровень делегирования того или иного рабочего вопроса будет повышаться фотография сотрудника, который отвечает перед вами за этот вопрос будет постепенно перемещаться из столбика с уровнем 1 в столбик с уровнем 2, 3, 4 и так далее до столбика с уровнем 7. Так визуализация (доска делегирования) поможет вам сделать процесс передачи управления компанией наемным сотрудникам наглядным и управляемым.

Желаем вам удачи и терпения на пути построения Вашей Великой Компании!

Реклама

«7 уровней делегирования» или как сделать процесс передачи управления сотрудникам комфортным для себя и окружающих: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s